Гендиректор Tele2 Сергей Эмдин обозначил точки роста телеком-рынка в 2019 году
Генеральный директор оператора мобильной связи Tele2 Сергей Эмдин в рамках Российского инвестиционного форума встретился с журналистами юга России. В продолжительном разговоре с представителями ведущих южных изданий он рассказал о современном состоянии телеком-отрасли и обозначил основные тренды 2019 года, которые, по его мнению, будут развиваться не только в компании Tele2, но и в отрасли в целом.
1. Управление ростом трафика и снижение расходов на инфраструктуру
По мнению Сергея Эмдина, на сегодняшний день одной из основных проблем отрасли являются так называемые безлимитные тарифы.
«Вот смотрите: в целом по отрасли в 2018 году трафик в мобильных сетях вырос в два раза, а доходность и охват на рынке — всего на 5%. Именно поэтому безлимитные тарифы негативны для отрасли. Потому что ARPU на таких тарифах может быть выше на 100–150 рублей с абонента, а расходы на одного абонента — достигать 2 тысяч рублей. Получается, что безлимит, как благо для небольшого числа абонентов, становится основным разрушителем отрасли изнутри», — рассказал он.
По словам Сергея Эмдина, сейчас проникновение услуг мобильной связи в России достигло рекордных 200%, при этом новых абонентов практически не возникает.
РАСПРОСТРАНЕНА ИСТОРИЯ, КОГДА ОДИН АБОНЕНТ ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ДВУХ-ТРЕХ, А ТО И ПЯТИ SIM-КАРТ.
Количество симок на рынке, по словам гендиректора Tele2, растет за счет бурного развития новых технологических решений в сегменте M2M.
«Операторы уже с трудом могут расширять свои сети, чтобы обслуживать возросший трафик. Это связано с определенными трудностями в закупке специального оборудования, которое есть только за рубежом, и необходимостью достаточно весомых капитальных затрат в строительство инфраструктуры сети», — отметил Сергей Эмдин.
ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЭТУ ПРОБЛЕМУ ЧАСТИЧНО МОЖНО РЕШИТЬ ОТМЕНОЙ БЕЗЛИМИТНЫХ ТАРИФНЫХ ПЛАНОВ.
По мнению эксперта, это приведет к ощутимому снижению темпов роста необоснованного трафика и, как следствие, снижению капитальных затрат на поддержку существующих сетей операторов.
2. Развитие собственных сетей и выход на неохваченные рынки
Как рассказал Сергей Эмдин, Tele2 уделяет большое внимание техническому состоянию сети и качеству связи, предоставляемому своим абонентам. В 2019 году оператор намерен инвестировать в дальнейшее развитие сети в регионах присутствия.
«Мы постоянно расширяем свое присутствие за счет развития сети и запуска стандарта 4G. В частности, на юге России в 2019 году будем развивать покрытие и устойчивость связи на границе двух регионов — Ростовской области и Краснодарского края. В планах — выход в новые города Кубани, усиление покрытия в Ростове-на-Дону и его пригородах и в Краснодаре», — отметил он.
По словам гендиректора Tele2, в текущем году компания завершит формирование «коврового покрытия» своей сети в центральной России.
УЖЕ ВО ВТОРОМ КВАРТАЛЕ ПЛАНИРУЕТСЯ ЗАПУСК СЕТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ И ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТЯХ
«Ярославль и Иваново — это два последних региона в центральной части Российской Федерации, где мы еще не присутствуем. К тому же эти регионы находятся в непосредственной близости от столицы нашей страны, и для нас выход в эти регионы стратегически важен», — уточнил Сергей Эмдин.
Tele2 пристально смотрит и на другие регионы, в которых пока не присутствует. Так, по словам Сергея Эмдина, сейчас прорабатывается кейс выхода в Хабаровский край, поскольку это — важный с экономической точки зрения регион.
НА ЮГЕ РОССИИ В КОМПАНИИ «БУКВАЛЬНО ПОД ЛУПОЙ» РАССМАТРИВАЮТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ.
Однако выхода в эти регионы в ближайший год ожидать не стоит. «Не секрет что есть целый ряд других регионов, где мы не присутствуем. Но мы рыночная компания, поэтому подходим к решению о запуске того или иного региона отталкиваясь исключительно от бизнес-задач», — отметил генеральный директор Tele2.
3. Вовлечение крупных компаний в игру за счет виртуализации телеком-услуг
Как считает Сергей Эмдин, лидерство на классическом рынке телеком-услуг в современных условиях — задача практически невыполнимая. И операторам связи необходимо обратить внимание на смежные рынки.
ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ ОБЛАСТЕЙ, ГДЕ НЕ БЫЛО ЯВНОГО ЛИДЕРА, СТАЛО НАПРАВЛЕНИЕ MNVO.
«Когда мы начинали историю с MNVO, мы видели в этой технологии стратегический сегмент, в котором мы хотим и можем стать лидерами. Мы создали соответствующую инфраструктуру, чтобы стать полноценной „фабрикой MVNO“ Сейчас количество запущенных проектов — около двадцати, в основном федерального масштаба. И этот сегмент рынка мы будем активно развивать и дальше», — рассказал Сергей Эмдин.
По его словам, причина популярности этого направления в том, что существует большое количество клиентов, которые лояльны к определенным брендам и готовы получать от них, в числе прочего, услуги связи.
ПО СУТИ, БРЕНДЫ С ПОМОЩЬЮ ОПЕРАТОРА СВЯЗИ МОГУТ СОЗДАВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ, В КОТОРЫХ СВЯЗЬ БУДЕТ ЗАНИМАТЬ ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ МЕСТ.
«Через время этот сегмент может прийти к тому, что создать собственного виртуального оператора смогут не только крупные компании и бренды, но и маленькие предприятия, которые далеки от этого рынка, но видят в нем потенциал развития», — уверен Сергей Эмдин. Он уверен, что возможно это станет именно потому, что оператор связи делает изначально закрытую инфраструктуру открытой, такой, что она будет доступна и понятна компании любого размера.
4. Развитие дополнительных сервисов и формирование собственной экосреды
Сегодня нельзя назвать создаваемые экосистемы сотовых операторов самыми сильными на рынке, уверен Сергей Эмдин. Он рассказал, что большинство операторов, пытаясь окружить заботой и вниманием своих клиентов, пошли по пути создания собственных вторичных сервисов и услуг, вложив в это направление немалые деньги.
МНОГИЕ ОПЕРАТОРЫ СОЗДАЛИ СОБСТВЕННЫЕ ВТОРИЧНЫЕ СЕРВИСЫ, ВЛОЖИВ В НИХ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ДЕНЕГ.
«На сегодняшний день нельзя сказать, что такой путь стал особо успешным, и что это помогло какому-то оператору переделать рынок. У нас изначально не было больших ожиданий от создания подобной экосистемы, но мы прекрасно понимали, что та платформа связи, которой мы управляем, может давать доступ нашим абонентам к тем сервисам, которые им необходимы. И с самого начала мы приняли стратегию, по которой строили экосистему на уровне партнерства», — отметил он.
СЕРГЕЙ ЭМДИН СЧИТАЕТ, ЧТО ПАРТНЕРСТВО С КОМПАНИЯМИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ УДОБНЫЕ СЕРВИСЫ АБОНЕНТАМ ОПЕРАТОРА МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ — АБСОЛЮТНО ПРИЕМЛЕМАЯ И ДОСТАТОЧНО ГИБКАЯ СТРАТЕГИЯ.
Она позволяет видеть, что здесь и сейчас интересно клиенту и своевременно выводить из оборота одни сервисы, заменяя их более востребованными.
Между тем, он считает, что создание экосистем вокруг абонентов операторов — дело прогрессивное, помогающее удержать абонента в компании, предлагая ему большой спектр услуг.
5. Концентрация усилий на внедрении новых технологий и переход к «цифровой экономике»
Инновации, по словам Сергея Эмдина, — это один из движущих отрасль связи локомотивов. Сейчас происходит переход и операторов, и компаний в других экономических сферах на новый уровень, в так называемую «цифровую экономику».
НАПРИМЕР, ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕДАЧИ И АНАЛИЗА БОЛЬШИХ ДАННЫХ — BIG DATA.
«Использование Big Data позволяет делать все не по наитию, а на основе обработки большого массива данных. Еще недавно это было доступно только большим научным центрам, а теперь, по сути, любые компании могут воспользоваться такой технологией», — отметил Сергей Эмдин.
Наиболее очевидная и доступная многим инновация — внедрение технологий IoT в различных сегментах экономики, считает Сергей Эмдин. «Это та технология, которая позволяет не просто управлять удаленными устройствами или приборами, а делать это массово. То есть технология позволяет совершить качественный скачок или масштабировать уже привычные системы и способы управления. Думаю, на юге России современные технологии на базе IoT получат наиболее широкое распространение в сельском хозяйстве, так как здесь есть необходимость в обслуживании огромных территорий, сборе данных для страхования урожая, управлении ростом культур», — отметил Сергей Эмдин.
Еще один пример технологических инноваций и применения Big Data — это создание системы «Умный город», которая планируется к внедрению в крупных российских городах.
ПО СЛОВАМ ГЕНДИРЕКТОРА TELE2, СЕГОДНЯ «УМНЫЙ ГОРОД» — ЭТО КРАСИВАЯ ЭКЗОТИКА, НО ПРОЙДЕТ ДВА — ТРИ ГОДА И ЭТО СТАНЕТ ГЛАВНЫМ ТРЕНДОМ.
«Потому что технология за меньшие деньги способна предоставлять населению более качественные услуги. „Умный город“ сейчас складывается из множества разнообразных технологий и подходов, начиная с того, как планировать этот город, так и с точки зрения жизнеобеспечения — как работают счетчики, как контролируется инфраструктура, как происходит связь горожан с властью и так далее», — рассказал Эмдин.
ОН УВЕРЕН, ЧТО БАЗИСОМ «УМНОГО ГОРОДА» СТАНЕТ BIG DATA И РАБОТА ПО АНАЛИЗУ БОЛЬШИХ ДАННЫХ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИТ ПРИНИМАТЬ ВАЖНЫЕ И ПРАВИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ.
Стандарт связи 5G в недалеком будущем будет стремительно развиваться в России, считает Сергей Эмдин. «Это тоже пока экзотика, но в ближайшие несколько лет начнется масштабное коммерческое внедрение этого стандарта», — подчеркнул Сергей Эмдин. Сейчас на стандарт 5G спрос есть, но он достаточно фрагментарный, однако через несколько лет можно будет увидеть совершенно новую историю, которую сейчас даже невозможно себе представить.
Ссылка на источник: cityreporter.ru