Фредерик Ваносчуйзе, «МегаФон», о ключевых изменениях в телеком-отрасли и участии в выставке «Связь-2020»
Фредерик Ваносчуйзе, директор по техническим инновациям и инфраструктуре (CTIO), «МегаФон», рассказывает о ключевых изменениях в телеком-отрасли и планах компании на будущее.
Вопрос: Какие ключевые изменения в телеком-отрасли вы отметили за прошедший год в эпоху «цифры»?
Фредерик Ваносчуйзе: Пожалуй, наиболее важное изменение в нашей работе связано с технологией Big Data. Если еще 2-3 года назад мы только ее изучали, то сегодня «большие данные» уже полностью интегрированы в наши бизнес-процессы. Big Data позволяет техническим специалистам прогнозировать рост трафика в конкретной точке города, ритейлу оптимизировать поставки в салоны связи, маркетологам — разрабатывать тарифные планы для абонентов, максимально точно учитывающие их потребности. Большой спрос на «большие данные» у бизнеса, государственных и муниципальных структур.
Вопрос: Какие тренды на российском телеком-рынке вы можете выделить?
Ф. В.: Основной тренд — это цифровая экосистема и виртуальные сети. Несколько крупных банков стали активно расширять набор ранее не свойственных им услуг, расширять существующие экосистемы. Одним из таких инструментов для них стал запуск мобильных виртуальных операторов, или MVNO. На сети «МегаФона» тоже работает виртуальный оператор Yota, который по-прежнему является крупнейшим российским MVNO с долей рынка 57%. Свой опыт мы решили перенести в сегмент фиксированной связи и запустили модель FVNO (Fixed Virtual Network Operator) — мы арендуем сети у локальных партнеров в городах России, чтобы расширить географию предоставления конвергентных тарифов «Объединяй!». Такая бизнес-модель позволяет «МегаФону» выходить в новые регионы присутствия с минимальными вложениями в инфраструктуру, а клиенты получают возможность оплачивать фиксированный интернет, цифровой сервис «МегаФон ТВ» и мобильную связь по единому лицевому счету.
Вопрос: Функционал мессенджеров несравнимо больше функционала традиционных услуг мобильных сетей. Как себя чувствуют операторы на рынке в связи с такими тенденциями?
Ф. В.: Мессенджеры, социальные сети, онлайн-видео — это наиболее востребованные сервисы, на них приходится более 40% всего трафика мобильного интернета в стране. Многие пользователи постепенно начинают пользоваться мессенджерами в том числе и для голосовой связи, но от этого они не перестают быть нашими абонентами — просто переводят свое общение из одной технологии в другую. Как оператор самого быстрого мобильного интернета в России, мы обеспечиваем им максимальную скорость работы любимых приложений — будь это WhatsApp, Viber или Instagram.
Вопрос: Насколько операторы мобильной связи готовы к принципиально новым подходам к взаимодействию с клиентом?
Ф. В.: «МегаФон» не только открыт к развитию партнерских отношений с представителями смежных рынков, но и считает такую модель основой своей цифровой экосистемы. Например, мы очень далеко продвинулись в области финтеха. Наши клиенты могут выпустить полноценную банковскую карту, счет которой равен балансу мобильного телефон. Она позволяет расплачиваться в обычных и онлайн-магазинах, переводить денежные средства друзьям и родственникам, накапливать кэшбек. Сейчас у нас уже более 3 млн. пользователей таких карт, и 40% из них используют ее как основную. Среди других партнерских продуктов стоит отметить такие решения как «МегаФон Инвестиции», «МегаФон Путешествия», «МегаФон Игры», «МегаФон Образование», которые мы развиваем вместе с нашими партнерами. Как соучредителем совместного предприятия AliExpress Russia, мы планируем в скором времени органично интегрировать сегмент электронной торговли (e-commerce) в существующую экосистему «МегаФона» и нашей розничной сети «МегаФон Ритейл».
Вопрос: На каком этапе находится развитие сети нового поколения 5G? Когда ждать запуска в России? Какие технологии будут развиваться благодаря внедрению 5G?
Ф. В.: Развитие сети 5G в России сейчас находится на подготовительном этапе. МегаФон и другие операторы построили первые опытные зоны, в которых мы проверили возможности технологии на практике — каких скоростей можно достичь, как распространяется сигнал, как себя ведут в сети нового поколения смартфоны и модемы 5G. Следующий шаг — за государством, которое должно определить концепцию развития сетей 5G и выделить для этого соответствующие частоты. В течение последних двух лет мы находимся в плотном диалоге с Минкомсвязи по этому вопросу и донесли до него позицию отрасли, что ключевым для развертывания сетей 5G в России должен стать диапазон 3,4-3,8 ГГц. Именно в этом диапазоне уже строят сети европейские операторы, именно под эти частоты производится основное оборудование и пользовательские устройства.
CRN/RE: Операторы связи активно включаются в проекты умного города. Какие существуют планы и инновационные проекты на этом рынке?
Вопрос: Основа любого «умного города» — это сеть передачи данных и большое количество датчиков, сенсоров, устройств, которые мы можем объединить под общим термином «Интернет вещей». С 2017 года «МегаФон» строит по всей России сеть передачи данных нового стандарта NB-IoT, которая как раз предназначена для работы таких устройств. Технология относится к категории решений LPWAN (Low Power Wide Area Network), а это значит, что от одного заряда батареи датчик сможет работать до 6-8 лет. При этом проникающая способность NB-IoT выше по сравнению с сетями 3G или LTE, что позволяет сигналу спокойно проникать даже в подвальные помещения. На основе этой технологии, например, работает наша услуга «Умное ЖКХ».
Стоит отметить, что в конце 2019 года «МегаФон» вышел на 1-е место в России по числу SIM-задействованных в IoT-решениях (по результатам исследования AC&M Consulting). По этому показателю мы занимаем 43% отечественного рынка IoT и обслуживаем более 8 млн. различных устройств. Это означает, что каждый десятый абонент «МегаФона» — это машина: датчик, сенсор, видеокамера, умные часы и другая электроника.
Вопрос: Каковы прогнозы развития отрасли на ближайшие несколько лет?
Ф. В.: В ближайшие годы отрасль продолжит решать две основных задачи. Первая — это сокращение «цифрового неравенства». Учитывая размеры России, по-прежнему существуют отдаленные населенные пункты без доступа к быстрому и стабильному мобильному интернету. Поэтому мы продолжим строить наши сети и увеличивать покрытие там, где на это есть спрос. Сейчас в зоне действия сети «МегаФон» проживает 99,7% населения страны, но именно оставшиеся 0,3% — это наши потенциальные абоненты, дойти до которых труднее всего.
Вторая задача — максимально качественный «тюнинг» и оптимизация уже построенной сети, чтобы она могла успешно справляться с постоянно растущими объемами трафика, более 30% ежегодно. Для этого необходимо проводить рефарминг частот (переводить частоты, сейчас задействованные в 2G и 3G, в сеть LTE), внедрять решения типа Spectrum Sharing, совершенствовать системы типа SON, модернизировать существующую радиочасть — применять активные антенны с формированием направленного луча, внедрять новые уровни пространственного кодирования сигнала MIMO. Все это сложные работы, требующие интеллектуального вклада наших специалистов.
Вопрос: Какие возможности открывает выставка «Связь-2020» для участников — представителей отрасли?
Ф. В.: «Связь-2020» — ключевой отечественный форум, где можно обсудить с коллегами происходящее на рынке телекома, показать свои достижения и увидеть результат работы других операторов, найти новых поставщиков и партнеров. Кроме того, выставка проходит при поддержке Минкомсвязи России, что открывает дополнительные возможности диалога с ведомством, особенно в контексте исполнения федеральной программы «Цифровая экономика». К 2025 году вклад цифровой экономики в ВВП России должен увеличиться до 10%. Важнейшую роль в этом играют телекоммуникации, т.к. «МегаФон» и другие операторы выступают фундаментом всей цифровой трансформации.