Делать надо так, как выгодно отечественной отрасли

29 / 04 / 2022

Цифровизация проектно-строительной отрасли требует внесения существенных изменений в законодательство и нормативно-техническое регулирование. Профессиональное сообщество, понимая трудоемкость задачи, терпеливо вникает в нормативные нововведения, влияющие на внедрение технологий информационного моделирования (ТИМ). Специалисты отрасли, законодатели, представители федеральных и региональных органов власти, инвесторы и ученые все активнее включаются в обсуждение актуальных проблем ТИМ, обмениваются опытом.

Роль государства в деле освоения информационных технологий проектными, строительными и эксплуатирующими организациями – актуальная тема повестки форумов и конференций ввиду постепенного перехода участников инвестиционно-строительного процесса на ТИМ начиная с 1 января 2022 года. Своим мнением об инициативах государства сегодня делится исполнительный и технический директор АО «СиСофт Девелопмент» Игорь Орельяна Урсуа. Компания входит в ГК «СиСофт» и принимает активное участие в выставке «Связь-2022».

- Значение государственного участия в цифровизации проектно-строительной отрасли трудно переоценить. Государство было и остается регулятором всех процессов в отрасли. Насколько мне известно, в настоящее время сразу пять министерств совместно с ведущими отраслевыми профессиональными объединениями НОПРИЗ, НОСТРОЙ и НОТИМ при активном участии профильных вузов задействованы в решении вопросов стандартизации, легитимации информационных моделей как структурированной формы данных, а также обеспечения отрасли квалифицированными кадрами в области информационного моделирования. В сфере информационного моделирования создаются во многом спорные своды правил, в которых делаются попытки определить принципы описания моделей и их формирования на различных стадиях жизненного цикла объекта, организации работ и ведения контроля качества строительства и эксплуатации. Следует особо отметить, что ведущие профильные вузы принимают участие в решении вопросов адаптации образовательных программ подготовки и переподготовки кадров для дальнейшего применения информационных моделей. Ведется разработка программ дополнительного профессионального обучения для государственных заказчиков, сотрудников проектных, экспертных и строительных организаций. Кроме того, создаются профессиональные стандарты требований к компетенциям специалистов. Утверждены схемы электронных документов, используемых при формировании локальных сметных расчетов и заключении экспертизы (XML-схемы). Минстрой России опубликовал пояснения к порядку применения таких схем. Разрабатываются и другие XML-схемы, необходимые для взаимодействия при формировании информационной модели, такие как «Проектная модель», «Строительство и реконструкция», «Эксплуатация».

Таким образом, государство готовит почву для перехода отрасли на широкое применение ТИМ. Вместе с тем, не открою тайну, участникам рынка хотелось бы и большей ясности, и большей однозначности как в действиях регуляторных госорганов, так и в новых цифровых правилах и нормах. К сожалению, процессы нормотворчества пока не полностью удовлетворяют экспертное сообщество, производителей и пользователей программного обеспечения. Есть вопросы к XML-схемам, к комплекту сводов правил, часть из которых устарела и нуждается в переработке, а также к системе стандартов под названием Единая система информационного модерирования.

– Что послужило стимулом для начала создания органами государственной власти условий для ускоренного освоения BIM-/ТИМ-технологий субъектами строительной отрасли?

– Стимул понятен: с учетом импортозамещения обеспечить возможность реализовывать современные социально значимые инфраструктурные проекты полного цикла, при этом не теряя контроль государства над экономикой проекта, сроками, качеством, и, что, наверное, самое важно, повторюсь, социально значимыми проблемами, такими как экология, комфортная среда для жизни. Вы же понимаете, что строительная отрасль касается всех аспектов существования каждого человека: ни один дом, школа, больница или завод не могут быть построены и эффективно эксплуатироваться без применения современных технологий, в том числе с использованием более дешевых и быстрых вариантов при типовом проектировании.

Если вспомнить историю, огромным прорывом когда-то были типовые пятиэтажки, потом девятиэтажки и т.п., технологии панельного строительства, типовые проекты, блочно-модульное строительство и др. Сейчас люди усмехаются и принимают их как данность, но в те времена это были «прорывные» технологии. Вокруг них строилась новая жизнь, гораздо более высокого качества, чем была ранее. Появлялись не только сами дома – создавалась индустрия строительных материалов, внедрялись новые транспортные технологии и принципы организации строительства, формировалась новая социальная инфраструктура под «высотную» застройку, что создало огромное количество рабочих мест, стимулировало повышение квалификации строителей и т. п.

Внедрение информационного моделирования – это такой же эволюционный шаг: новые возможности во всех аспектах строительной отрасли как для строителей, так и для тех, кто будет жить в новых домах, работать на новых заводах и совершать покупки в новых магазинах, учиться в новых школах и получать более высокое качество услуг.

– Какое значение в деле перехода к формату BIM/ТИМ имеют «Правила формирования и ведения информационной модели объекта капитального строительства» и «Состав сведений информационной модели», утвержденные Постановлением Правительства № 1431 в сентябре 2020 года?

– Эти «Правила» имеют определяющее и стимулирующее значение. В них как раз и описываются те критерии, к которым нужно стремиться, работая в технологиях информационного моделирования. «Правила» и «Сведения» содержат данные о составе и форме представления информационной модели объекта капитального строительства, о ее ведении, а также подробно – об актуализации сведений, документов и материалов, их изменении и размещении в архиве. Причем на всех этапах: от выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства до реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и сноса объекта. Иными словами, в «Правилах» и «Сведениях» государство дает базовые ориентиры, в рамках которых исполнитель может реализовывать проекты.

Думаю, что организаций, способных выполнить работу по этим «Правилам» и «Сведениям», достаточно, но ресурсов потребуется гораздо больше, чем обычно. Полагаю, что ожидаемый дисбаланс между требованиями государства, изложенными в «Правилах» и «Сведениях», и возможностями исполнителей будет выправлен в кратчайшие сроки: в конце концов, за последние годы стало очевидно, что государство старается прислушиваться к мнению отрасли и развивать ее. Отрасль ждет от нормативно-правовых актов, сводов правил и от серии ГОСТ ЕСИМ детальной проработки указанного постановления, а не теоретических поисков. Научный поиск нужен в других случаях, а не когда ты пишешь правила для всей страны. При этом необходимо исключить лоббирование интересов западных НКО buildingSMART, продвигающих сомнительные принципы технического регулирования, которые противоречат законодательству РФ.

– Какие требования включены в Постановление Правительства РФ № 331 (от 5 марта 2021 года) о работе с информационной моделью в госзаказе? Как вы считаете, насколько готовы предприятия и организации отрасли выполнять требования об обязательной работе с информационной моделью в госзаказе?

– Упомянутое постановление касается только тех организаций, которые работают с бюджетным рублем, даже если это частичное финансирование. В настоящее время, в основном в регионах, появились проблемы с соблюдением указанных сроков и полноценное внедрение отложено, что не в малой степени вызвано отсутствием четких правил технического регулирования – серии ЕСИМ, которую «делают» уже два года. И это при том, что отечественные разработчики предлагают четкую схему и альтернативные ГОСТ ЕСИМ, полностью соответствующие российскому законодательству и обеспеченные отечественным ПО. Так что причины задержки цифровизации строительства во многом надуманные.

Есть решения и для крупных, и для малых компаний, которые позволяют снизить стоимость перехода на ТИМ для небольших объектов строительства, например, посредством трастового формирования и ведения информационных моделей.

– Государство поддерживает разработчиков необходимого ПО и технических средств в области ТИМ-технологий? Создаются ли поощряющие условия для строительных и эксплуатирующих организаций?

– В сентябре 2021 года федеральным правительством был утвержден план мероприятий «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий», или «дорожная карта» отрасли. В широком обиходе этот документ еще называют «второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли». Полный текст вы можете прочесть, перейдя по ссылке.

Этот план призван обеспечить ускоренное импортозамещение программного обеспечения и электронной продукции. К примеру, выдвигается цель достичь к 2024 году 70-процентой доли расходов на отечественные ИТ-решения от общих расходов госкомпаний на ИТ. Поэтому мы ожидаем значительный рост финансирования российских разработок. Существенные изменения должны произойти и в сфере налогообложения разработчиков и потребителей информационных решений. Государство определенно озаботилось тем, чтобы реально снизить издержки компаний на внедрение отечественного программного обеспечения. Правительство обязуется снизить административную нагрузку на ИТ-компании, а также издержки заказчиков российского ПО при соблюдении коммерческих интересов его поставщиков.

Необходимо подчеркнуть, что когда создавался этот план, никто не мог себе даже представить, какое ускорение он в скором времени получит. Не прошло и полугода, как западные партнеры российских ИТ-компаний почти одномоментно разорвали в одностороннем порядке договоры о сотрудничестве и остановили поставки ПО и аппаратных комплексов, даже уже оплаченных. Такие действия, пожалуй, поставили под сомнение деловую репутацию именитых западных вендоров, но стали поводомрешительной мобилизации российских ИТ-компаний.

Анализ возникшей ситуации и обратная связь Минцифры РФ с профессиональным ИТ-сообществом послужили основой для разработки предложений по развитию классов ПО, критичных в настоящее время для экономики и не воспроизводимых в рамках обычного рыночного механизма (https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2022/04/klassy_kr_po.pdf). Судя по всему, государство берет на себя обязательство поддержать российские решения в следующих приоритетных направлениях:

  • средства разработки ПО и распределенной системы управления версиями (аналог GitHub);
  • средства управления жизненным циклом изделия (PLM);
  • средства автоматизированного проектирования (CAD);
  • средства инженерного анализа (САЕ);
  • машинное обучение (ML);
  • публичный репозиторий кода и бинарных артефактов;
  • балансировщики нагрузки;
  • система комплексного мониторинга управления компонентов ИТ-инфраструктуры/системного ландшафта, сетевой инфраструктуры;
  • средства распознавания символов и работы с документами PDF;
  • продуктовая линейка графического дизайна (разработка российских аналогов Adobe, Visio и др.);
  • переход государственных информационных систем на открытые форматы документов и протоколы обмена;
  • системы управления онлайн-, офлайн- и гибридным обучением, создания обучающего контента,
  • cистемы управления имущественным комплексом, предприятием, производством (заменяющие линейку корпоративных систем SAP/Microsoft/Oracle);
  • системы управления цепочками поставок, включая мультимодальную логистику, междугородние и международные перевозки;
  • ПО для управления производственными процессами на предприятии, включая ремонты и обслуживание (MES, EAM);
  • связующее ПО, EDP-системы (корпоративная платформа данных);
  • диспетчерское управление, SCADA, HMI и IIoT-приложения, предназначенные для интеграции производственного процесса с корпоративными системами управления;
  • BIOS, драйверы.

Практически в каждом классе определены верхнеуровневые требования к функционалу отечественного ПО, перечислены решения западных разработчиков, подлежащие замене. К примеру, в разделе «Средства автоматизированного проектирования» в список импортного ПО, на смену которому должно прийти отечественное, включены решения Siemens NX (Siemens AG), AutoCAD (Autodesk), Catia/SOLIDWORKS (Dassault Systèmes), AVEVA Marine (Schneider Electric Global), FORAN (Sener Ingenieria), PTC Creo Parametric (PTC, Inc). В Постановлении Правительства РФ (№ 1031 от 28 июня 2021 года) говорится о том, что малые и средние предприятия смогут купить российское программное обеспечение по более выгодным ценам. Согласно этому документу, величина скидки должна составлять 50% от средней рыночной цены. Субсидии предоставляются напрямую разработчикам ПО, которые обязуются снизить стоимость своей продукции для малого и среднего бизнеса, чтобы те смогли сократить издержки на приобретение отечественного софта.

То есть государство говорит: берите отечественное, и мы вам вернем половину стоимости лицензии. Это ответственный подход, который определенно будет стимулировать применение информационных технологий и в коммерческих проектах.

Необходимое уточнение: отечественным считается программный продукт, разработанный предприятием, находящимся на территории государства, и внесенный в список Минцифры.

– Кто является регулятором процесса внедрения BIM-/ТИМ-технологий в строительной отрасли? Надо ли, на ваш взгляд, что-то менять в системе контроля строительства объектов по ТИМ-технологии?

– Проектно-строительную отрасль регулирует Минстрой, у которого есть подведомственное учреждение ФАУ ФЦС – Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве. Недавними решениями Минстроя к ФАУ ФЦС добавлен ДОМ.РФ, на базе которого организован новый Технический комитет Росстандарта ТК 505 «Информационное моделирование».

– Как обстоят дела с разработкой стандартов информационного моделирования? На что здесь надо опираться?

– На сегодняшний день на этапе публичного обсуждения находятся 13 ГОСТов семейства ЕСИМ (Единой системы информационного моделирования), разработчиком которых является ЧУ ГК Росатома ОЦКС.

ЕСИМ – это единственная система, которую Росстандарт на сегодняшний день считает основной в технологиях информационного моделирования. Собственно говоря, эта система и планировалась для того, чтобы объединить в новых реалиях всех участников инвестиционно-строительного цикла и информацию, обеспечив бесшовную работу на всех этапах.

К сожалению, работа ОЦКС затянулась, да и была проделана не совсем качественно. То, что было представлено на публичное обсуждение, вызвало шквал критики, но результатов работы над замечаниями пока не видно. Специалисты CSoft были вынуждены разработать и представить альтернативные варианты основополагающих ГОСТ ЕСИМ «Цели и задачи», «Основные положения», «Термины и определения» и «Структура и классификация». Мы считаем, что российский и советский опыт инженерной и строительной школы необходимо гармонизировать и адаптировать с зарубежным опытом, что должно найти свое отражение в стандартах. Делать надо так, как выгодно России, а не переписывать стандарты buildingSMART.

– Сегодня по предложению разработчиков технологий информационного моделирования средние и малые фирмы тестируют их программные продукты, выполняя пилотные проекты. Не создается ли таким образом «пестрое одеяло» из различных технических подходов, фирменных ПО и прочих нововведений?

– Конечно, создается. В начале пути это нормально. Средние и малые фирмы тестируют новые программные продукты. Накапливается опыт как у разработчиков, так и у исполнителей заказов. Количество когда-нибудь перейдет в качество. В любом случае, нужно доверять проверенным отечественным решениям. Качество программных продуктов от CSoft я гарантирую.

– Каждый разработчик ПО, естественно, стремится продвинуть на рынок собственную продукцию. Какой вы видите конкуренцию в сфере BIM-/ТИМ-технологий? Пойдет ли рынку на пользу создание национальных ТИМ-альянсов по примеру западных?

– Конкуренция – классический двигатель экономики. Однако я считаю, что сегодня мы не можем дожидаться, когда конкурентная борьба вендоров приведет к оптимальному результату, особенно в условиях «бегства» зарубежных партнеров. Государство должно создавать на рынке ТИМ-технологий среду для удовлетворения запросов множества участников. Но кроме функциональных и финансовых требований необходимо рассматривать еще и требования безопасности. В этой связи напомню об импортозамещении: считаю, что это очень важный фактор! Наверное, нет смысла говорить, что использование закрытых форматов данных и зарубежного ПО несет для государства и общества высокие риски потерь. Разве допустимо, чтобы честно оплаченные лицензии на право использования программного обеспечения были запрещены? А это уже существует! Представьте себе документ, который нельзя открыть и прочитать, потому что он читается лишь одним программным продуктом, который запрещен к применению из-за санкций!

Чтобы избежать подобных проблем и гарантировать суверенитет как государственный, так и технологический, но при этом не ограничивать возможности использования иностранного ПО, необходимо создавать национальные форматы, системы и стандарты, развивать собственную ИТ-инфраструктуру и комплексные решения, открыто и честно диктовать требования, которые иностранные и отечественные разработчики должны соблюдать, чтобы присутствовать на российском рынке. Эти комплексные решения не только помогут технологической независимости России, но и обеспечат ее техническую экспансию на рынки развивающихся стран.

Вот такой, на мой взгляд, и должна быть разумная политика протекции. И, полагаю, созданию национальных форматов и собственных правил игры могут содействовать российские национальные альянсы участников рынка информационного моделирования.

– Как вы оцениваете результаты внедрения информационных технологий в строительстве?

– Оцениваю положительно. Вы посмотрите, как быстро строятся объекты жилищного строительства и городской инфраструктуры, что было бы невозможно без ИТ-технологий. Масштаб инвестиций, объемы работ и конкуренция – верные друзья развития ИТ-технологий в строительстве. А государство ровно этим и занимается последние годы: финансирует мега- и социально-значимые проекты. Конкуренция в строительном бизнесе есть и растет быстрыми темпами, что и двигает ИТ в отрасли вперед.

– Как вы считаете, во сколько обойдется государству переход строительной отрасли на технологии информационного моделирования?

– Мне цифры неизвестны. Думаю, что государство готово потратить крупные суммы на переход проектно-строительной отрасли на форматы информационного моделирования объектов в их полном жизненном цикле. В любом случае, за внедрение информационной модели придется платить.

Хотел бы отметить, что инвестиции в строительную отрасль – это возможность не только решать на современном уровне социальные задачи внутри страны, но и участвовать и получать прибыль на мировом рынке. Современный мир диктует новые требования, включая информационное моделирование.

– Достаточно ли, на ваш взгляд, информированы заинтересованные проектные и строительные организации о требованиях, стандартах, результатах внедрения? На каких площадках это обсуждается?

– Самой крупной площадкой до недавнего времени являлся подкомитет ПК 5 «Управление жизненным циклом объектов капитального строительства» технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство». Но с 17 марта этого года инициативу подхватил новый и уже полноценный ТК 505 «Информационное моделирование» (ДОМ.РФ). Будем надеяться, что он продолжит дело, начатое предшественником, и поможет отрасли получить качественные и сбалансированные стандарты, отвечающие национальным интересам России.

Что касается информированности, то в строительных организациях либо вовсе нет практики применения информационных моделей, либо же ее крайне мало, а система приемки работ и актирования завязана на бумажный документ с подписью, формы отчетности – это простые таблицы, где заполняются объемы выполненных работ и освоенных средств. Строители крайне мало информированы о технологии и о выгодах. Проектные организации понимают лучше, о чем идет речь, хотя бы потому, что каждый день и на многих проектах применяют в той или иной степени средства создания и редактирования информационных моделей.