Перезагрузка телеком-отрасли: к эпохе перемен готовы!

07 / 10 / 2025

Какие технологии определят будущее телеком-отрасли и стоит ли в России делать ставку сразу на технологию 6G? Как телеком-операторам сохранить лидерство в эпоху технологического перелома? Кроме этих вопросов 3 октября на III Федеральной конференции «Телеком. Перезагрузка», организованной информационной группой ComNews, были затронуты темы локализации производства оборудования для сотовых сетей, включая LTE/4G и 5G, обеспечения безопасности в цифровую эпоху, инновационные решения для операторов. В работе тематических сессий и пленарного заседания приняла участие делегация выставки «Связь».

В пленарном заседании приняли участие: Дмитрий Угнивенко, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Олег Иванов, и.о. генерального директора «НИЦ Телеком», Юлия Клебанова, директор по развитию телекоммуникационного направления YADRO, Алексей Маслянкин, директор департамента сети радиодоступа ПАО «МТС», Валерий Шоржин, заместитель генерального директора технического блока ПАО «ВымпелКом», Владимир Трещиков, генеральный директор ООО «Т8», Владимир Фрейнкман, вице-президент по маркетингу и системным исследованиям ООО «НТЦ ПРОТЕЙ», Алексей Алясев, генеральный директор АО «Сигналтек», Тигран Погосян, вице-президент по стратегическому развитию ООО «Айкон» (IconGroup), Александр Соболев, генеральный директор группы компаний «Новые башни», Константин Лукин, генеральный директор АО «СУПЕРТЕЛ», Виталий Шуб, ведущий научный сотрудник Центра прикладной фотоники и квантовых технологий Сколковского института науки и технологий (Сколтех). Эксперты обсудили детали проведения аукциона на частоты 5G, развитие сетей 5G и перспективы 6G, вопросы импортозамещения оборудования, а также итоги проекта по обеспечению автодорог сетями LTE.

«Перескакивать» ли сразу на 6G?

К 2027 году истекает 10-летний цикл развития 5G, а к 2028 году 3GPP представит спецификацию стандарта 6G. Сети 5G нигде в мире не показали себя успешно. Имеет ли смысл в России делать ставку сразу на технологию 6G: встроиться в разработку, подготовить частоты, полноценную дорожную карту и т.п.?

В рамках конференции «Телеком: Перезагрузка» прозвучала информация, что Минцифры России допускает возможность использования частот LTE для 5G по принципу технейтральности. Это изменение в рамках проведения аукциона на частоты для 5G ведомство может внести до конца 2025 г. Также Минцифры рассматривает вопрос внедрения сквозной российской криптографии на сетях. Об этом рассказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Дмитрий Угнивенко.

Мы действительно думаем о возможности использования технейтральности частот LTE и обсуждаем эту идею с рынком. Некоторые изменения в аукционах могут появиться до конца 2025 г., если мы получим все необходимые согласования, в том числе силового блока. Но скорее всего, технейтральность LTE будет доступна только для операторов, которые выиграют на аукционе частоты 5G, – отметил Дмитрий Угнивенко. Замминистра также коснулся вопроса смены стандартов 5G и 6G, и связанного с ними мировой технологической «перезагрузки» в технологиях связи.

С одной стороны, само понятие «поколение» сетей – довольно условное. Есть радиочастотный спектр, который со временем исчерпывается, и его необходимо расширять, чтобы поддерживать пропускную способность сетей мобильных операторов на необходимом уровне. Во-первых, нужно относиться рационально к тому, что уже есть. У операторов есть определенный спектр частот, и, конечно, им хотелось бы, чтобы этот спектр был шире, чтобы его было больше.

Можно ли работать с существующим спектром и проводить технические мероприятия для дальнейшей оптимизации сети и увеличения ее эффективности? Да, можно. Конечно, проще получать новый спектр и реализовывать проекты по выделению более подходящих, прозрачных и удобных частот. Операторы этим занимаются, и это достойно уважения – внутри компаний ведется большая работа.

У нас есть прикладные задачи, которые мы решаем с помощью пятого поколения. Поэтому ждать появления шестого поколения, чтобы решить уже существующие задачи, точно не стоит. К шестому поколению, конечно, надо идти и стремиться влиять на его развитие. Насколько получится повлиять – вопрос сложный, но мы обязательно должны там присутствовать.

У нас должно быть свое мнение, свое направление развития и свои интересы, которые мы должны продвигать на международной арене. Уже после этого можно переходить к вопросам нормативно-правовых актов, производства оборудования, технических характеристик и так далее. Сейчас наша главная задача – правильно определить целевую аудиторию, для которой мы будем развивать эти стандарты.

Наверное, для одного оператора такие инвестиции действительно большие, а для группы операторов они уже становятся менее значимыми. Поэтому крайне важно синхронизироваться, работать совместно – направления для этого понятны, и именно в этом направлении нужно двигаться, – резюмировал Дмитрий Угнивенко, выступая на пленарном заседании.

Алексей Маслянкин (ПАО «МТС») подчеркнул: «Спектр – это действительно один из самых болезненных вопросов. Обсуждая сейчас 5G, мы говорим не о том, что совершим какой-то прорыв в диапазоне, который планируется выставить на аукцион. Вопрос в том, что мы сможем поддержать текущую емкость сети. На сегодня операторам в совокупности выделено более 670 МГц спектра, который обслуживает всю абонентскую базу. Трафик, по разным оценкам, растет на 10–20% в год. Операторам для 5G выделяют (на аукционе) еще 190 МГц, а это меньше 30% в совокупности. То есть пока мы построим сети 5G, рост трафика весь этот дополнительный спектр просто съест.

И я думаю, что мы никаких качественных скачков с точки зрения сервисов, скоростей в реальности не увидим. Поэтому «золотой диапазон», за который бьются операторы – это, в том числе, больше спектра. Потому что сама по себе технология 5G с точки зрения спектральной эффективности, как говорили коллеги, ненамного превосходит технологию LTE. Если мы хотим совершить качественный переход, нам действительно нужны большие полосы частот, для того чтобы мы могли дать абоненту принципиально другой клиентский сервис».

Константин Лукин (АО «СУПЕРТЕЛ») добавил: «Новые технологии телекома, с которыми мы сталкиваемся, должны быть максимально приближены к реальности и национальным стратегическим и технологическим целям страны. Цена освоения и применения технологий должна быть сбалансирована с ее реальными необходимыми возможностями. В мире технологий давно правит маркетинг, понимание реальных потребностей позволит сфокусироваться на настоящих целях».

Базовые станции: «все свои» к 2030 г.?

К 2030 г., как следует из нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», в России должна быть достигнута 100%-я локализация производства оборудования для сотовых сетей, включая LTE/4G и 5G. К какому году в реальности производители базовых станций готовы выйти на серийное производство? К какому году смогут покрыть 100% потребности российских мобильных операторов в базовых станциях?

Дмитрий Угнивенко подтвердил, что на государственном уровне приоритеты сейчас отдаются российскому оборудованию, и такой порядок вещей сохранится. Но вместе с операторами Минцифры ждет и появления конкуренции между производителями оборудования.

Если мы действительно делаем ставку на российское «железо», очень хотелось бы, чтобы ценовая политика была приемлемой для операторского сообщества. В конечном итоге все расходы ложатся на конечного потребителя, и это тоже важный аспект, над которым необходимо работать, – отметил Д. Угнивенко. Еще раз подчеркну: никто не говорит о том, что в этом направлении не ведутся работы, движение есть. Особенно важно это в отношении новых выделяемых диапазонов для строящихся сетей – хочется, чтобы они строились на российском оборудовании с применением отечественных решений. При этом важно, чтобы и ценообразование у производителей было адекватным. Но еще важнее – быть в контакте с реальностью и с потребностями наших пользователей, чтобы всегда понимать целесообразность того, что мы делаем, и для кого это делается.

Алексей Алясев (АО «Сигналтек»), выступая по этому вопросу, сказал: «Российскими производителями телекоммуникационного оборудования освоен весь стек технологий, от коммутаторов и базовых станций до ядра сети, в том числе, на отечественных электронных компонентах. Но без поддержки операторов и реальной эксплуатации оборудования сети, достигнуть мирового уровня решений не получится».

В ходе дискуссии Юлия Клебанова (YADRO) поделилась таким мнением: «Мы подходим к выбору технологических решений прагматично, ориентируясь на запросы рынка и потребности операторов. Именно на этой основе каждый вендор определяет, какую производительность должна обеспечить его базовая станция – с расчетом на жизненный цикл оборудования в 10–12 лет, включая переход к новым поколениям связи. Наша задача – создавать востребованное, прикладное оборудование, отвечающее реальным задачам телеком-рынка».

Пока путешествуем без связи?

Замглавы Минцифры Дмитрий Угнивенко, затрагивая тему развития сетей в сложных для энергообеспечения базовых станций районах, обозначил, что в 99% случаев невозможно покрыть федеральную автодорогу мобильным интернетом не из-за отсутствия технологий или денег, а из-за банального отсутствия электричества. Когда ближайшая к вышке подстанция в 10 километрах, с экономической точки зрения тянуть провода абсурдно. А ГКРЧ требует покрыть 70% трасс в 2025 году и 99,9% – к 2031.

По мнениям, прозвучавшим в ходе дискуссии, если каждый оператор будет строить отдельную базовую станцию на одном участке дороги, ресурсов не хватит. Поэтому операторы расширяют и совместно используют инфраструктуру, что позволяет оптимизировать затраты и повысить эффективность. При совместном использовании (шеринге) на площадке появляются дополнительные радиооборудование и элементы от других операторов, что, с одной стороны, увеличивает нагрузку на электросеть, но, с другой стороны, позволяет значительно экономить ресурсы.

Минцифры в качестве выхода предлагает альтернативную энергетику: солнечные панели, ветряки, газгольдеры, дизель-генераторы и их комбинации. При этом до тех пор, пока не получится наладить снабжение станций электричеством, часть участков федеральных трасс убирают из обязательств операторов. Для этого глава региона должен письменно подтвердить, что субсидировать или предоставить электричество нет возможности.

Автономные источники питания для базовых станций давно существуют и работают в России. Сейчас Минцифры требует от операторов прорабатывать все варианты, фактически перекладывая инфраструктурную нагрузку с энергетиков на связистов. Это, конечно, одно из решений проблемы, но далеко не полное. От отсутствия электричества дорога лишается не только базовых станций, но и освещения, камер наблюдения, зарядок для электромобилей, точек экстренной связи. И вряд ли получится обеспечить всё это за счет солнечных панелей операторов.

С самого начала реализации этого проекта мы создали межведомственную рабочую группу, в которую вошли представители всех субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены объекты Федерального агентства автомобильных дорог. В рабочую группу также входят представители Минтранса, Минэнерго – все ключевые ведомства принимают активное участие в проекте. Операторы проводят обследования на федеральных автодорогах, используют данные Роскомнадзора и совместно с регионами осуществляют дополнительные исследования и замеры, – прокомментировал Дмитрий Угнивенко. – Потому что мы все понимаем, что у Роскомнадзора и существующей системы есть математический аппарат расчетов, который иногда не учитывает реальное покрытие, например, в построенном многоэтажном доме вдали от федеральной дороги.

Иногда и базовая станция, ранее обеспечивавшая покрытие определенного участка, также выпадает из учета. Именно поэтому полевые испытания всегда остаются наиболее прозрачным и понятным инструментом. Операторы выезжают на место, проводят обследование, выполняют радиопланирование, ставят необходимую базовую станцию. Затем проверяют: есть ли возможность подключения к электропитанию. Если электропитания нет, оператору приходится менять локацию, чтобы приблизить объект к месту возможного подключения.

В таких случаях обеспечение электропитания – это уже задача субъекта, который должен подвести инфраструктуру, здесь подключаются дорожные организации. Если участок федеральной трассы попадает под план модернизации и по нему планируется строительство инфраструктуры, вопросы подвода электропитания также рассматриваются совместно.

Если есть резервы мощности, они выделяются, а также предоставляются необходимые площади для установки оборудования операторов. Именно с этого начинается строительство инфраструктуры, и диалог в этом направлении выстроен конструктивно и синхронизирован с Минэнерго. Оперативно отрабатываются точечные кейсы, помогают снижать стоимость подключения или предоставляют возможность опосредованного подключения. В том числе принимаются нормативные акты, позволяющие реализовать такое опосредованное подключение.

Например, в регионах реализуется и такой формат, как субсидирование операторов на присоединение к электросетям. Некоторые регионы эту проблему решают успешно – в частности, Тверская область стала лидером по этому вопросу, сейчас к ней присоединяются и другие субъекты. Путь к успеху – выстраивание диалога между субъектом и оператором о субсидировании соответствующих затрат на инфраструктуру. Также рассматриваются альтернативные источники энергии: солнечные батареи, ветрогенераторы и другие решения.

Александр Соболев («Новые башни») отметил и такой аспект обсуждаемой проблемы: «Сегодня основная часть объектов связи, в том числе вдоль федеральных трасс, принадлежит, строится и обслуживается инфраструктурными операторами. Опыт компании «Новые башни» показывает, что до конца 2030 года полное покрытие сетями LTE федеральных автодорог невозможно. Однако можно построить намного больше объектов, чем соответствует критериям ГКРЧ по удаленности до 400 м от электросетей. Для этого необходимо развивать успешный опыт региональных рабочих групп под председательством Министерства цифрового развития, а также продолжать совершенствовать законодательную базу совместно с нами, инфраструктурными операторами, обладающими глубокой как технологической, так и юридической экспертизой».

Конференция состоялась при поддержке профильных союзов и ассоциаций, таких как: АНО «Цифровая экономика», Некоммерческое партнерство РУССОФТ, Ассоциация больших данных (АБД), Ассоциация профессионалов управления бизнес-процессами (ABPMP Russian Chapter), Ассоциация менеджеров, АНО «Консорциум «Телекоммуникационные технологии» (АНО ТТ), Ассоциация российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), Ассоциация компаний связи, Автономная некоммерческая организация развития радиоэлектронной отрасли «Консорциум «Телекоммуникационное оборудование», Ассоциация операторов связи «МАКАТЕЛ».

В дополняющей мероприятие выставочной экспозиции были представлены отраслевые инновационные разработки, оборудование, продукты отечественных разработчиков ИТ-решений и программного обеспечения. Участниками выставки стали: Группа компаний «Кодофон», ComSystems, ООО «СОФТАЙМ», АО «Сигналтек», компания VPG LaserONE (ООО «ВПГ Лазеруан»), ООО «Омега Телеком Разработка».

По материалам пресс-релиза ComNews


Поделиться: